Медицинская психология изучает проявление болезни в психике, особенности возникновения и течения болезни, а также предупреждение в дальнейшем снижения адаптивных возможностей. Медицинская психология изучает личность как гораздо большее, чем продукт социальных отношений, учитываются врожденные особенности, биологические свойства человека.

На протяжении всей жизни человек находится в сложной системе отношений с родителями, родственниками, сверстниками, коллегами, соседями и т.д. На протяжении жизни у человека формируются сложные связи, которые влияют на его воспитание, образование, характер, систему ценностей и многое другое, что в итоге составляет личность.

При быстро меняющейся жизни страны происходит уменьшение эмоциональных связей, снижается роль жизненного опыта. Это приводит к трудностям формирования навыков общения. В обществе все большее число людей страдают повышенной тревожностью, неуверенностью, мнительностью, иппохондричностью, агрессивностью. Все чаще можно услышать жалобы на слабость, болезненность, одиночество, раздражительность. В связи с этим все чаще встает вопрос о понятии «установки» личности, которая не всегда может быть осознана человеком. Исследуя индивидуальные особенности ребенка или взрослого человека медицинский психолог учитывает реакции на болезнь. Сохранные стороны личности могут служить основой для восстановления, «выхода» из состояния болезненных переживаний, эмоционального дискомфорта. В своей работе медицинский психолог учитывает особенности эмоциональных переживаний в связи с тяжелым прогнозом течения болезни.

Имеющиеся заболевания или нарушения систем организма могут вызывать изменения соматического статуса: раздражительность, неустойчивость настроения, расстройство сна, аппетита. Люди становятся замкнутыми, избегают общения, появляется чувство страха, тревоги и беспокойства, эмоционального напряжения, тоски.

Иногда – наоборот. Люди, внешне спокойные, вдруг становятся впечатлительными, болтливыми, раздражительными, расторможенными, суетливыми, чрезмерно подвижными. Настроение часто меняется, появляется слезливость, тревожность, нерешительность. Боязливые люди становятся конфликтными. Медицинская психодиагностика способствует получению объективных данных о состоянии психики.

Особенность проведения психологического исследования заключается в том, что медицинский психолог исследует свойства и закономерности не только самого человека, но и его отношение с людьми, группой людей, в обучении и профессиональной деятельности. Исследование мотивов, потребностей, социальной роли, резервных и компенсаторных механизмов человека помогают определить потенциал и прогноз.

Основными целями в исследовании выдвигаются:

  • Определить особенности состояния психических процессов.
  • Выявить причины изменений психологического профиля.
  • Найти компенсаторные возможности в случаях нарушения систем организма.

Подобрать методы и приемы для лучшего усвоения учебного материала, повышения адаптации в сложных жизненных ситуациях. Совершенствование навыков общения с окружающими.

Большим блоком представленных услуг являются консультации родителей. Т.е. предоставление информации об индивидуальных особенностях ребенка (обучение, воспитание, состояние психических процессов), оказание психологической поддержки.

Т.к. семья должна быть включена в процесс адаптации ребенка к социуму и процессу обучения, диагностическая и консультативная работа поможет в вопросах:

  • поиска решения конкретной конфликтной ситуации;
  • обучения приемам выхода из конфликтных ситуаций.

Для родителей, имеющих детей с трудностями обучения диагностическая и консультативная работа поможет в определении методов и приемов работы других специалистов (логопедов, дефектологов, врачей, коррекционных педагогов) для лучшего усвоения учебного материала, адекватного проведения коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Родителям, имеющих детей дошкольного возраста с проблемами развития, диагностическая и консультативная работа поможет подготовить ребенка к обучению в школе. Специально подобранные игры и упражнения помогут развить память, внимание, моторику, мыслительные процессы, эмоциональную сферу, коммуникативные навыки.